Год, когда улыбались звёзды

© С.И. Антонов

Этим годом стал для Сатино год 1974‑й. К этому времени слух о новой географической станции дошел до всех выпускников факультета и многие из них успели посетить и Сатино и живописную долину Протвы.
В феврале этого года советские космические станции Марс‑4 и Марс‑5 приблизились к Красной планете и передали на землю серию снимков поверхности нашего космического соседа. Когда советские исследователи стали их изучать, то обнаружили на планете помимо гор и кратеров разветвленную долинную сеть тектонического и даже эрозионного происхождения. Встал вопрос о названиях открытых форм. Если горы и кратеры стали называть именами ученых, то долины стали получать имена их земных прототипов – Ганг, Нил, Узбой. И тогда кто-то из географов (возможно, В.П.·Полосухин, выпускник геоморфолог - 1964·г.) предложил назвать одну из небольших вытянутых впадин в южном полушарии планеты именем знакомой Протвы. Название было принято и утверждено. Так, небесное тело отозвалось символической улыбкой Протве земной, подчеркнуло ее известность, среди людей мыслящих и ищущих.

Фрагмент карты поверхности южного полушария Марса. 1977 г.
По удивительному совпадению в это же самое время, когда крылатое слово Протва витало среди советских исследователей космоса, звезды земные также обратили свое внимание на этот уголок Подмосковья. Как уже отмечалось выше, начальник практики 1974·г. - А.Е.·Снопков пригласил дать концерт на географической станции Владимира Высоцкого.

Концерт Владимира Высоцкого в Сатино. 4 июля 1974 г.
Фото В.Н. Пузанова
Предложение было принято, причём о своем приезде Владимир Семенович предупредил Сатинское руководство телеграммой, доставленной в штабную палатку ранним утром 4·июля. (Концерт назначаю на сегодня. Целую. Володя¹). И вот дождливым вечером указанного дня к воротам базы подъехал автомобиль с артистом в сопровождении В.О.·Абдулова и некой дамы (неизвестной в географических кругах). Гости познакомились с постройками базы, обошли ряды палаток (Надо же! Студенты живут, как геологи!), осмотрели ближние окрестности.
Концерт без предварительной рекламы (!) начался сразу после ужина по сатинской традиции, примерно в 21:00 и продолжался чуть более часа. Первой же песней Товарищи ученые, доценты с кандидатами… Высоцкий задел за живое взрослую половину зрителей – преподавателей практики, которым не раз приходилось отбывать подобные «сельхозповинности». Слушатели были приятно удивлены, что автор стал исполнять не только знакомые, но и совершенно новые, почти никому не известные тогда песни, из которых особенно заполнились песня про жирафа, которому видней, чужая колея, четыре четверти пути. Некоторые близко сидевшие студенты обратили внимание, с какой искренностью и эмоциональной отдачей выступает артист, какое напряжение сил вкладывает он в каждое свое произведение. После концерта, на котором присутствовало примерно полторы сотни людей (половина летнего населения базы – студенты, преподаватели, слушатели школы ЮнГ, работники столовой) Владимир Семёнович ответил на вопросы, раздал автографы многочисленным желающим.
Самые дорогие подарки – те что идут от чистого сердца, потому самой искренней наградой поэту и певцу стал в тот вечер огромный букет полевых ромашек преподнесенный самой красивой студенткой лета 1974 года – Ириной Савченко.
На этом историческом (для Сатино) концерте присутствовали и преподаватели геоморфологи О.А.·Борсук, А.А.·Лукашов, Л.А.·Скорнякова, а также студенты В.Н.·Пузанов, Б.П.·Важенин, В.К.·Никитин и др.

Вид поэта и артиста на фоне опор и перекрытий старой сатинской столовой придавал тому концерту удивительные экзотические черты.
Фото Б.П. Важенина. (Любопытно, что обе приведенные фотографии сделаны будущими геоморфологами.)
Встреча продолжилась в более узком кругу в столовой, куда гостей пригласили на ужин (вероятно, около 23:00). А.Е.·Снопков с группой преподавателей на правах хозяев рассказывали гостям о работе географов, о текущей практике, расспрашивали артистов об их творчестве. По сведениям биографов В.С.·Высоцкого в тот вечер на столе был простой и вкусный ужин, а за столом – такая добрая и непринужденная обстановка, что Владимиру Семёновичу просто не хотелось уезжать. Но после полуночи спутники поэта стали его поторапливать, напоминая о неотложных делах в столице. И вечер, перешедший в ночь, завершился неизбежным отъездом гостей. Но прежде чем уехать гости искупались в Протве, у гидрологического поста, куда их проводил заботливый начальник практики.
Между тем, это событие породило легенду – по словам Ю.А.·Шевелева, ему неоднократно приходилось слышать, что позднее В.С.·Высоцкий с друзьями сплавлялся на лодках по Протве от г.·Вереи, останавливался в знакомом Сатино, гостил на приглянувшейся ему станции. Увы, строгие специалисты-биографы это не подтверждают...


¹ – Здесь и далее информация дается по воспоминаниям Галины Антоновой (выпускницы 1978·г. - ГеоГрад. 25.07.2015) и книге А.И.·Тюрина. Владимир Высоцкий в МГУ. М. МАКС Пресс. 2014. 216с.
Воспоминаниями выпускников 1978 года опубликованы на ГеоГраде.
ГеоГрад. 19.07.2015. У нас в гостях Владимир Высоцкий. Сатино 1974, практика после 1 курса.
ГеоГрад. 25.07.2015. Географам повезло. Владимир Высоцкий выступал на геофаке 4 раза.
Особенно интересны комментарии очевидцев: facebook.com/Geograd/posts/25 июля 2015 г.
Irina K-l
Я помню этот концерт в Сатино в 1974 году. Повезло. Неожиданно нашлось место на первом ряду. Надо мной - стол, на котором стоял и пел Высоцкий! Сколько лет прошло с тех пор. А Высоцкий, как живой стоит перед глазами
Екатерина Грузинская
Я помню, на концерте в Сатино он пел ровно час и на бис не пел, как ни хлопали. Первую песню спел граждане учёные, доценты с кандидатами..., чем привел в неописуемый восторг всех, в том числе и доцентов с кандидатами). Вообще впечатление было потрясающее - сам факт - Высоцкий на базе МГУ в Сатино, Калужская область...
Зиновия Шидловская
На концерт в Сатино в 1974 Высоцкий приехал в белом костюме из Берёзки, аналогичный оказался на нашем руководителе практики. Оба были недовольны. И помню, что Высоцкий перед началом посмотрел на часы и предупредил, что будет петь ровно час, поэтому биссировать бесполезно, продуктивней будет молчать и слушать, чтобы он успел больше песен исполнить